Последний из первых

В Политехническом музее снимают с экспозиции представителя отечественного автопрома – это 100-летний «Руссобалт». Единственный, который уцелел из дореволюционных автомобилей серии, он станет действующим участником выставки раритетов. Из-за своего преклонного возраста к месту стоянки своим ходом авто не отправится.

Капот его не открывали примерно четверть века. Этот «Руссобалт» производства 1911 года стоит в политехническом на приколе с 80 г. Тогда машина еще выезжала в Бельгию (родина прототипа «Фондю»). А в коллекции музея авто оказалось в 67 г., чудом избежав съемки в батальной сцене.

Из рассказа Сергея Рыкова, заведующего отделом транспорта музея, известно, что машина попала в киностудию Горького. Есть и легенда, что автомобиль хотели использовать в ленте о Чапаеве, с целью взорвать его или поджечь — сделать нечто эффектное. Однако, как видим, машина в музее стоит целая, значит, работникам таки удалось отстоять ее.

Отстояли вовсе не напрасно – модель К12-20 оказалась последней из уцелевших в мире — единственный экземпляр, по нему можно судить об отечественных авто дореволюционного периода. Праворульная система детища автопрома… При том движение в России не было левосторонним. Просто все внимание водитель уделял не редкому встречному транспорту, но пешеходам, двигавшимся по тротуару справа.

Особенностями являются и ацетиленовые фары. В специальной ёмкости смешивали карбид кальция и водой. В результате горючий газ освещал дорогу. Роль бензонасоса тут выполняет топливный бак, который совмещен с выхлопной трубой.

Сзади топливный бак-цилиндр. В него выведена труба для отвода выхлопов. Отработавшие газы давят на бензин и гонят его к двигателю. Рычаги управления расположены за дверцей. Кроме педали газа, управляемой ногой, было дополнительное управление — рукоятка газа возле руля.